Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Кедра Митрей

(Дмитрий Иванович Корепанов)

Удмуртский прозаик, драматург, поэт, литературовед Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) родился 28 сентября 1892 г. в семье крестьянина в селе Игра. В. 1904 г. он с отличием окончил Игринскую церковноприходскую школу, а в 1907 г. – двухклассное училище в селе Зура. Осенью этого же года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь он совместно с Михаилом Прокопьевым издает конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленный атеизм Д. Корепанов был уволен из семинарии.

В поисках работы Кедра Митрей побывал в Ижевске, Сарапуле, Казани, Перми, Глазове, собирая при этом образцы устной поэзии удмуртов. В 1913 г. он сдал экзамены на учителя, а с февраля 1914 г. начал учительствовать в деревне Кулаки Сарапульского уезда. В июне 1914 г. Кедра Митрей был призван в армию и отправлен в Благовещенск. Там в 1915 г. напечатана трагедия «Эш-Тэрек», в основу которой положена народная легенда, записанная Кедра Митреем и опубликованная в петербургской газете «Столичные отзвуки» в 1911 г. В центре её характер властолюбивого героя, его честолюбивые планы стать торо (предводителем). Осталась неопубликованной при жизни (за исключением фрагментов), написанная им в 1911 г. автобиографическая повесть «Дитя больного века».

В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири.

В 1920 г. писатель возвратился на родину, в 1922 г. вступил в партию большевиков. В течение трех лет он возглавлял отдел народного образования в 3уре и Дебёсах. С 1923 по 1928 гг. Кедра Митрей работал в редакции газеты «Гудыри» сначала литературным сотрудником, затем – редактором.

Кедра Митрей находился у самых истоков становления удмуртской литературы. 20-е гг. были творчески плодотворными для него. Он переработал и переиздал трагедию «Эш-Тэрею», написал вторую часть драматической трилогии «Идна-батыр», посвященную взаимоотношениям удмуртов и марийцев в XIV в., в ней писатель пытался осмыслить место и роль удмуртов в историческом процессе, решить проблему взаимоотношений народов. Эти же вопросы волновали писателя, когда он создавал сначала первый вариант историко-революционной повести-хроники «Вуж гурт» («Старая деревня», 1926), затем второй – «3урка Вужгурт» («Старая деревня содрогается», 1936), посвященной событиям 1904-1920 гг., в центре которых молодой человек, удмурт Далко Семон – первый положительный герой удмуртской прозы, воплотивший многие черты национального характера.

В эти же годы были написаны многочисленные публицистические статьи по разнообразным общественно-политическим и культурным вопросам, очерки, рассказы.

В 1926 г. вышел первый сборник Кедра Митрея «Пилем улысь шунды шоры» («Из-за туч на солнышко»), в который вошли рассказы, пьесы «Обокат» («Адвокат»), «Калгись» («Странствующий»), стихи. Главное в них – созидание новых форм жизни в деревне, быт, просвещение и т. д. Теме гражданской войны посвящены лучшие рассказы «Шортчи Ондрей» – «Храбрый Андрей»), «Чут Макар» («Хромой Макар»). Писал Кедра Митрей и рассказы для детей («Сурсву» – «Березовый сок»).

В 1928 г. Кедра Митрей написал поэму «Юбер-батыр» – одну из первых исторических поэм в удмуртской поэзии. События, описанные в ней, относятся к начальному периоду присоединения Удмуртии к России. Поэма не свободна от идеализации прошлого и приукрашивания личных качеств вождей удмуртских родов Идны, Юбера.

В 1929 г. Кедра Митрей издал роман «Секыт зибет» («Тяжкое иго»), ставший первым романом в удмуртской литературе. В 1932 г. в Москве в издательстве «Художественная литература» этот роман вышел на русском языке в переводе автора. «Тяжкое иго» имеет большое историко-литературное значение: в нем изображен процесс становления характера народного мстителя в конце XVIII – начале XIX вв. Роман Кедра Митрея закладывал в удмуртской прозе основы социально-бытового романа, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни.

Кедра Митрей участвовал в фольклорных и лингвистических экспедициях. В его архиве хранится более 40 статей, посвященных вопросам родного языка, литературы, музыкального творчества.

В 1928 г. Кедра Митрей был делегатом Всесоюзного съезда пролетарских писателей в Москве, в 1934 г. – делегатом Первого съезда писателей СССР, вместе с Г. Медведевым, М. Коноваловым он был принят А. М. Горьким.

Кедра Митрей был одним из образованнейших удмуртских писателей своего времени. В начале 30-х гг. он поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Кедра Митрей был председателем СП республики до 1937 г.

В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевел на родной язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панферова, начинал переводить «Капитал» : К. Маркса, переводил «Историю ВКП (б)» и т. д.

В 1937 г. Кедра Митрей был незаслуженно репрессирован, в 1946 г. освобожден, в 1948 г. снова репрессирован. Умер в 1949 г. в ссылке в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области.

You have no rights to post comments