Зуринская школа-интернат активно включилась в реализацию проекта «Васнецовские символы вечности» через проведение арт-терапевтических занятий с учащимися. Арт-терапия – это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства, в нашем случае – это живопись, рисунок, лепка. Не являясь специалистами в данной области, мы стремимся устроить для детей творческую среду, помочь отвлечься от проблем, эмоционально выразиться.
У нас сформирована небольшая творческая группа, в которую входят психолог, теоретик и практик. Традиционно занятия начинает психолог школы-интерната Никитина Мария Аркадьевна, которая снимая напряжение, настраивает ребят на плодотворную работу через игру. Нина Александровна Стрелкова, школьный библиотекарь, знакомит ребят с теоретическим материалом, вводит в тему занятия. Дарина Юрьевна Чиркова, заведующая музеем имени С.М. Стрелкова, знакомит с новыми техниками рисования, лепки, проводит небольшие мастер-классы.
Цель наших занятий – дать детям возможность расслабиться, не бояться ошибаться, раскрыть свой потенциал. Ребята знают, что почти всё можно исправить, изменить, и если что-то пошло не так, как задумывалось, это не страшно, т.к. может получиться ещё лучше.
В каждом занятии мы стараемся переплести нашу деятельность с творческим взглядом Васнецовых-живописцев, с педагогическими заветами Васнецовых-учителей, с патриархальным укладом жизни Васнецовых-священнослужителей.
На самом первом занятии ребята выполняли коллажи из репродукций знаменитых живописных работ Васнецовых, создавая свою сказку. На фоне пейзажей Аполлинария Михайловича появились сказочные герои Виктора Михайловича – богатыри и сказочные птицы, Алёнушка и Иван-царевич, Баба-Яга и ковёр-самолёт. Каждая работа необычно сказочна и чудна, у каждой – своя изюминка, свой сюжет и необычный поворот событий. При создании коллажей у ребят появлялись и свои сказки.
На одном из занятий лепили птичек из глины. Птички будто слетели с картин Виктора Васнецова – некоторые радостные и весёлые, как Алконост, некоторые печальные, со своей тайной, как Сирин, некоторые будто Божьи посланники, как Гамаюн. Каждая птичка необычна, уникальна. Каждая птичка подарила своему создателю не только улыбку, а капельку уверенности в себе, капельку творческого потенциала, капельку счастья.
Весной рисовали абстрактные рисунки на свежем воздухе, стараясь выразить свои чувства большими малярными кисточками на больших форматах. Работы получились нежными, лёгкими как весенний день.
Рисовали пейзаж в технике «по-сырому», наблюдая из окна на плывущие облака, распускающиеся почки на деревьях, на зеленеющую травку под окном. Для разнообразия разложились на полу - кто, сидя, кто лёжа.
Пробовали себя в сказкосочинительстве. Учащиеся поделились на группы, из мешочка с мелкими игрушками вслепую вытягивали героев. Нужно было объединить всех героев в одну сказку. Фантазировали, сначала нерешительно, неуверенно. Почувствовав свободу слова, не могли остановиться, наполняя свою сказку новыми сюжетами. Каждая группа показала оригинальную сказку, некоторые даже инсценировали ее на столе, получился кукольный театр.
Осенние арт-терапевтические занятия мы начали с мастер-класса по изготовлению помощницы в делах домашних – куклы-десятиручки. К концу занятия все единодушно решили, что эта кукла будет помогать им в учёбе. Хороший терапевтический эффект получился при проведении занятия «Нетрадиционные техники рисования», на котором ребятам было предложено «побаловаться», рисуя без использования кисточек. Дети рисовали мыльными пузырями - на листе бумаги получались разноцветные салюты; брызгали краску с зубных щёток, образуя то цветущую лужайку, то осенний листопад; оставляли отпечатки мятой бумаги, плотных жгутиков из лоскутков ткани, получая эффект морских ракушек, утиных следов, заснеженных полей. Вспоминая иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова, ребята рисовали пластилином, используя жгутики, шарики или просто замазывая фон.
На одном из занятий лепили из глины черепашек, которые можно использовать в качестве карандашниц. На этом занятии, хоть и работали по шаблону, ребята проявили свою фантазию и творческую индивидуальность при декорировании поделок. Своих черепах ребята украшали шариками, отпечатками, делали им причёски.
В течение занятия детей обязательно подбадривали, хвали, демонстрировали коллективу самые необычные работы. При проведении рефлексии в конце занятия ребята делились впечатлениями, ощущениями, настроением.
Каждый ребенок - творец, но в школе-интернате делается акцент на формирование навыков учебной деятельности в рамках программы. Не всегда есть возможность проявить индивидуальность. Творчество без эмоций, чувств и переживаний невозможно. А арт-занятия поднимают настроение детей, подпитывают энергией и формируют социокультурную компетенцию. Арт-занятия - это радуга творческих успехов наших ребят.
Формы и методы работы используются разные: урок- эксперимент, урок- игра, урок- сказка, мастер- класс и др. Для себя сделала выводы, что использовать мастер-классы при арт-терапии для детей с ЗПР не всегда целесообразно, т.к. если дети не справляются, остаются неудовлетворенными своим результатом, уходят с занятия расстроенными. Такое, хотя и редко, но бывает. Лучший результат достигается, если даёшь ребёнку свободу творчества, предварительно чётко объяснив технику исполнения и конечный результат.
Д.Ю. Чиркова. Выступление на районной научно-практической конференции "Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"